Почему я поднимаю тему СДВГ?
Точнее, я тоже об этом хочу написать, т.к. я работаю с такими детьми и дефицит внимания у детей с задержкой развития достаточно частое нарушение. Но это не всегда СДВГ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство, которое проявляется в детском возрасте и может сохраняться на протяжении всей жизни, влияя на учебу, социализацию и повседневную жизнь.
И это не плохое воспитание, вопреки многим мифам, а особенности строения и функционирование головного мозга.
В англоязычном пространстве утвердилась аббревиатура ADHD -Attention Deficit Hyperactiviti Disorder, также синонимом является гиперкинетическое расстройство.
Последнее десятилетие диагностирование детей с СДВГ демонстрирует значительный рост. По статистическим данным, СДВГ диагностируется у 5-12% детей.
Степень тяжести СДВГ связана с большим количеством сопутствующих (коморбидных) диагнозов: депрессия, тревожные расстройства, нарушения сна, эпилепсия, РАС.
Отличительной чертой СДВГ является проблемы концентрации, что проявляется в сложностях с коммуникацией, невнимательностью и импульсивностью.
Про таких детей говорят, что они создают проблемы: рассеяны, копошатся на уроках, вертятся, могут подняться с места во время урока и ходить по классу, выкрикивают или разговаривают вслух сами с собой, срывают уроки. Эти дети не могут усидеть на месте, часто забывают что им нужно сделать, бывают частые драки, конфликты…, вообщем, одни проблемы от таких детей со слов взрослых и учителей. Такие дети часто меняют не одну школу на протяжении учёбы.
Причины и методы воздействия
Причины СДВГ практически те же, что и при других нарушениях ЦНС, возникают в критические периоды внутриутробного или неонатального развития под действием внешних, внутренних и генетических факторов.
Также травмы или воспаления головного мозга в ранний период развития ребенка, низкий вес при рождении или воздействие токсических веществ, могут способствовать развитию синдрома.
Проявляется в нарушениях торможения и возбуждения, особенностях памяти и внимания, сенсорного восприятия, в контроле и моторной регуляции. Это все повышает риск возникновения вторичных проблем:
при обучении и успеваемости в школе;
- нарушениях сна;
- межличностных отношениях и возникновения социальной изоляции;
- проблемы с психическими развитием;
- в подростковом и взрослом возрасте повышенный риск асоциального поведения, зависимостей, криминальных действий.
Поэтому очень важна ранняя диагностика нарушений и своевременная коррекция
В настоящее время пока сложно подобрать лекарственные препараты, способных 100% устранить симптомы при СДВГ, но можно регулировать эмоциональное состояние, сон путем подбора препаратов (конечно, все индивидуально)
Многие исследования подтверждают, что альтернативные подходы и раннее вмешательство в дошкольный период, способно значительно снизить риск негативных последствий.
Коррекционная программа строится на использовании поведенческих, неропсихологических, образовательных, медицинских и дополнительных методах, чтоб улучшить функциональные возможности ребенка. Это:
- АВА терапия, которая направлена на формирование социально- приемлемого поведения, путем разделения на маленькие этапы с многократным повторением.
- ТЕАССН, методика структурированного обучения со специальным вниманием к среде. Создаются условия без лишних раздражителей с использованием карточек с текстовыми или графическими инструкциями-напоминаниями.
- Floortime (дословно «время, проведенное на полу») предполагает следование инициативе ребенка в его естественных интересах в процессе знакомства с внешним миром в игре и в социальном взаимодействии;
- Денверская модель раннего вмешательства (Early Start Denver Model, ESDM) базируется на техниках игрового взаимодействия и обучения.
- Физические упражнения и различные формы подвижной активности могут быть важным терапевтическим средством для улучшения функционирования мозга, развития социализации и снижают тревожность.
К дополнительным методам воздействия еще можно отнести регуляцию питания (витаминов, цинка, пробиотиков и растительных экстрактов), соблюдение безглютеновой и безказеиновой диеты, но изучение эффективности применения пищевых добавок и БАД, а также соблюдения диет продолжается.
Сложности обучения
Достаточно ярко становятся заметны проявления СДВГ с момента обучения в школе. Если до школы еще можно было ссылаться на малый возраст, на незрелость или избалованность, то когда ребенок идёт в школу требования к нему резко меняются и вот тут начинается как мультике «Маша и медведь».
До 40% детей сталкиваются с проявлениями СДВГ, а среди тех, кто испытывает трудности в учебе, эта цифра поднимается до 80%. Поэтому нужно понимать как с такими детьми выстраивать работу для их успешного обучения.
Любое поведение, в том числе и негативное, является не следствием отсутствия воспитания или злого умысла, а всего лишь попыткой что-то сообщить или установить коммуникацию. Многие дети даже зная о том как нужно себя вести не могут справиться со своими внутренними импульсами. Уровень внимания и самоконтроля часто не соответствует биологическому возрасту, например 9 летний ребёнок по уровню внимания может еле дотягивать до 6 летнего.
Для поддержки таких детей правильнее придерживаться индивидуальных подходов, которые учитывают эти особенности. Да, это требует подбора методов работы, направленных на формирование мотивации (как внешней, так и внутренней), но поможет детям сохранять внимание и самоорганизацию.
Это могут быть:
▶️ Сигналы, заранее согласованные с ребенком (таймеры, песочные часы, жетоны и цветные стикеры с подсказками).
▶️ Визуальное расписание. Это здОрово облегчает детям переход от одной активности к другой, развивает навыки саморегуляции.
▶️ Можно посадить ученика ближе к учителю, тогда уровень внимания ребенка будет выше и педагогу легче будет использовать «сигналы» для поддержки внимания.
▶️ Краткие и точные инструкции, разбитые на небольшие этапы, помогут ребенку осваивать задания более эффективно.
▶️ Использование визуальных материалов в виде иллюстраций, схем, картинок и карточек помогает лучше структурировать материал.
▶️ Важно давать перемены деятельности, желательно с небольшой физической активностью, например разрешить встать и подойти к окну или вытереть доску, раздать тетради /карточки.
▶️ «Отдушиной» ещё может быть игрушка -антистресс, которую ребёнок может перебирать в руках. Иногда детям можно дать порисовать или раскрасить, если эта деятельность ребёнка расслабляет и переключает.
▶️ Использование на занятиях игровых компьютерных технологий тоже может повлиять на более высокую концентрацию внимания и повысить мотивацию ребенка.
Таким образом чередование деятельности между учебной, физической и игровой снижают утомляемость на уроке и способствуют развитию произвольного внимания и самоконтроля. Эти условия помогают создать пространство, где ребенку будет комфортно независимо от своих особенностей и он сможет раскрыть свой потенциал.