Позднее начало речи, невнятная речь, смазанная, иногда имеет назальный оттенок, голос тихий или наоборот громкий, речь малоразборчивая, что иногда даже для родных не понятная, часто говорят «каша во рту» — эти все проявления часто являются симптомами дизартрии.
Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточность иннервации речевого аппарата и является следствием органического поражения ЦНС и относится к категории речедвигательных расстройств.
Основными проявлениями являются нарушения звукопроизношения и просодики (интонации, тембра), мышечного тонуса.
Какие структуры мозга задействованы?
В речевом воспроизведении можно выделить два основных блока: центральный и периферический.
Центральный отвечает за регуляцию процесса речи и формирование моторных действий, состоит из коры г.м, подкорковых узлов и ядер, проходящих путей, ядер ствола и нервов, связанных с дыхательными, артикуляторными и голосовым мышцами. 12 пар периферических двигательных нервов из них 6 пар иннервирующие мышцы языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки.
В результате поражения нервные импульсы не поступают в мышцы и обменные процессы нарушаются.
А так как в речи задействовано много групп мышц и не только речевого аппарата, а как я выше перечислила ещё дыхательной и голосообразующей моторики, то эти нарушения будут проявляться на всех уровнях. Например, недостаточность дыхания из-за низкой активности диафрагмы и межреберных мышц будет проявляться в нарушении звукопроизношения. Простыми словами, это когда недостаточно воздушной струи, соответственно нет силы голоса и нет чёткости звуков.
Скажу сразу, что дизартрия не всегда врождённое нарушение вследствие перинатальных или постнатальных осложнений ведущих к ДЦП. Достаточно часто, она является синдромом постинсульных поражений или травм головного мозга, нейродегенеративных нарушений и димиелинизизующих заболеваний, может быть в следствии перенесенных нейроинфекций (энцефалитов, менингитов), опухолей мозга. По локализации нарушений я рассказала выше.
По формам нарушений вы точно знаете:
- Бульбарная
- Псевдобульбарная
- Корковая
- Мозжечковая
- Экстрапирамидная
По симптоматике немного остановлюсь, т.к. именно на неё мы обращаем внимание при диагностике.
Нарушение подвижности мышц, участвующих в звукопроизношении и просодике часто проявляется в виде парезов (ограниченной подвижности) или параличей (отсутствие движений). Эти нарушения могут также проявляться в замедленности движений, будто увеличивается время включения на выполнение артикуляционных действий. Это может быть связано с нарушенным мышечным тонусом, который может быть как повышен, так и понижен (бульбарная и псевдобульбарная формы). Выделяют спастичность, ригидность, гипотонию и дистонию. Эти нарушения могут наблюдаться как на уровне всего тела, например, при ДЦП, так и на локальном уровне — в мышцах, отвечающих за артикуляцию или дыхание.
Диспраксия/апраксия также относится к нарушениям движения — но это уже сложности или отсутствие целенаправленного действия или последовательности действий. По нарушениям делится на кинетическую (сохранение уклада) и кинестетическую (переключение с одной артикуляционной позиции на другую). Чаще корковая форма.
Ещё к важным симптомами нужно отнести атаксию — это дикоординационное расстройство. Невозможность точно контролировать губы, язык и гортань, поэтому речь становится нечеткой, может звучать нестабильно или прерывисто, как будто человек говорит через запятые. Мозжечковая форма или экстрапирамидная (при ней атаксия на уровне движений и скандированность речи по слогам, дискоординация речи и дыхания).
Также, при дизартриях могут быть синкинезии, гиперкинезы и тремор (дрожание языка).
К неречевым проявлениям (симтомам) дизартрии относятся:
- гиперсаливация
- дисфагия (нарушение глотания, сосания, жевания)
- нарушение дыхания.
Ещё немного коснусь наличия патологической рефлекторной активности, например рефлексы орального автоматизма, плача или смеха, что может указывать на незрелость или нарушения (при травмами или сосудистых нарушениях) корковых механизмов организации и регуляции двигательных актов. В норме эти рефлексы угасают, но при дизартрии они могут остаться или проявиться при вызывании. Чаще присутсвуют при ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ форме.
В стандартной практике мы чаще всего сталкиваемся с лёгкой (стертой) формой дизартрии или средней. Специалисты, работающие в неврологических отделениях или клинических центрах с двигательными нарушениями, сталкиваются с различными формами дизартрии, но чаще с тяжёлыми, особенно в период ранней реабилитации. В таких учреждениях также применяются оценочные шкалы для определения степени и формы дизартрии, например, шкала Вассермана.
Скажу честно, мне понадобились годы практики, множество литературы как педагогической, так и медицинской, а также огромное количество курсов, чтобы понять и хоть как-то разобраться в дизартрических нарушениях и то много вопросов. Респект тем, кто в этом разобрался легко!
Очень помог опыт работы со взрослыми. Хотя он и не так велик, но предоставил возможность видеть дизартрию не только в стертой форме.
Если рассматривать дизартрические нарушения на уровне звукопроизношения, то они будут значительно выражены и проявляться по-разному в зависимости от формы и степени дизартрии. Например, при бульбарной (вялой) форме звуки могут иметь назальный оттенок и стать оглушенными. При параличе или парезе губ и щек может нарушаться произношение губных звуков (Б, М, П, В, Ф). Также наблюдаются расстройства глотания в виде поперхивания или закашливания, нарушение сосания у детей младенческого возраста, ограничение подвижности языка во время еды; рот обычно открыт, а мимика лица пассивная. При бульбарной дизартрии нарушаются как произвольные, так и непроизвольные движения. Язык отклоняется в сторону пораженной мышцы при произвольных движениях.
При псевдобульбарной форме, наоборот, преобладает повышение мышечного тонуса, что может нарушать произвольные движения (диспраксия), в то время как непроизвольные движения остаются сохранными. Язык напряжён, и при просьбе высунуть его вперёд или выполнить другие движения возникают сложности, появляются сопутствующие движения — синкинезии. При звукопроизношении многие звуки озвончаются, а твёрдые звуки произносятся со смягчением. Речь звучит невнятно, монотонно, иногда напряжённо. В раннем детстве также можно наблюдать нарушения сосания и глотания, а также повышенную саливацию.
Все формы дизартрии описывать не буду, дам ссылки на литературу которую я использую в работе.
Важно отметить, на это как раз указывает Е.Н. Винарская в книге «Дизартрия»:
диагноз любой формы дизартрии в детском возрасте должен быть дополнен анализом вторичных системных последствий первичного очагового поражения мозга.
Эта фраза подчеркивает, что при постановке диагноза дизартрии у детей необходимо не только определить, что у ребенка есть трудности с произношением, но и изучить, есть ли у него еще какие-либо проблемы, связанные с повреждением мозга. Эти проблемы могут проявляться в незрелости психомоторных навыков, нарушении сенсорной интеграции и других нарушениях развития. И по мере развития ребенка, раннего вмешательства, коррекционно-педагогического воздействия, медицинской поддержки многие нарушения компенсируются и сглаживаются.