«Мы слышим мозгом»: как слуховое восприятие влияет на развитие речи ребенка

«…Мы слышим мозгом…»

Это фраза из ноябрьской научной конференции «Центральные механизмы речи» которая, на мой взгляд, очень чётко определяет глубину и важность слуха и слуховой обработки.

Самая частая проблема при задержке речи — это нарушения понимания речи. Оно может быть разного уровня, от нулевого до недостаточно сформированного, например, ребёнок понимает много разных названий и действий, но не различает грамматических форм слов, не понимает вопросов косвенных падежей.

Что является пусковым механизмом для развития понимания речи?

Это развитие слухового восприятия и оно является важной составляющей общего развития, познавательных процессов, развития речи, когнитивных функций, социальной адаптации и эмоционального состояния ребенка.

Слуховое восприятие включает в себя несколько этапов, начиная с физического восприятия звуковых волн (акустический уровень), заканчивая их интерпретацией и ассоциацией (когнитивный уровень).

На нейрофизиологическом уровне этот процесс происходит благодаря работе слуховой системы (периферической системы), которая включает в себя наружное, среднее и внутреннее ухо, а также слуховые пути (центральные механизмы), которые ведут к коре головного мозга, где происходит анализ и интерпретация аудиальной информации.

Даже небольшое снижение слуха на периферическом уровне уже влияет и искажает обработку центральных отделов и конечно будет влиять на то как ребёнок понял то что услышал. Это часто наблюдаем при хроническом насморке, аденоидите, отитах, частых инфекциях и т.д.  Плюс быстрое истощение внимания, утомляемость, снижение концентрации на деятельности и лабильность эмоционального состояния ребенка. Хочу отметить, то это может быть в любом возрасте.

Но также может быть, что периферические отделы слуховой системы в норме, но тем не менее ребёнок не понимает речь. Тут уже могут быть нарушения центральной обработки слуховой информации. Слуховые сигналы обрабатываются в различных участках головного мозга, включая слуховую кору, которая находится в височной доле. Активность этой области мозга может быть оценена с помощью различных нейрофизиологических методов, таких как ЭЭГ или МРТ, АСВП. Эти технологии позволяют исследовать, как звук влияет на нейронные сети и как формируются слуховые ассоциации.

Проблемы слухового восприятия и понимания речи.

При разных дизонтогенезах (нарушениях) речевого развития эти процессы могут компенсироваться полностью или частично, или остаются достаточно стойко. Могут быть приобретёнными после травм, операций или прогрессирующих заболеваний.

Но работа над процессами слухового восприятия, слухового внимания, развития объёма слухоречевой памяти является основной в любом коррекционном или восстановительном процессе и занимает центральное место.

В качестве рекомендаций:

Для стимуляции слуховой и речевой активности, важно обеспечить ребенку богатую звуковую и речевую среду: обсуждения, игры с использованием звуков и ритмов, музыкальные инструменты.

Если это совсем нулевой уровень понимания речи, то развивать умение реагировать на звук, определять направление звука, узнавать предмет по звучанию. Для лучшего и более динамическое процесса хорошо объединять зрительные, кинестетические и слуховые стимуляции, т.к опираясь на зрительный анализатор ребёнок фиксирует внимание, обращает внимание на звук и привязывается жестовый символ.

Для детей более высокого уровня понимания речи можно использовать игры с усложнением.

🔹Есть хорошее пособие Елены Молчановой » 300 игр для развития слухового внимания»

🔹Пособие Татьяны Трясоруковой «Комплексные игры: слух, речь, реакция».

🔹Светлана Большакова «Алалия. Основной этап» рекомендую все 3 книги.

Очень хорошо используются в работе игры по развитию слухового восприятия на материале сказок.

Прокрутить вверх
Phone
Пройди опрос
бесплатно
Пройти бесплатно