Какие симптомы аутизма?
Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), представляет собой группу психоневрологических расстройств, которые влияют на общее развитие ребенка. Чаще всего эти нарушения проявляются в социальном взаимодействии, коммуникативных навыках и стереотипном поведении.
Могут варьироваться от легких, без интеллектуальных нарушений, до тяжелых.
При нарушениях социализации у детей отсутствует интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми, трудности в установлении контактов. У взрослых возникает ощущение, что ребёнок не замечает никого, не обращается за помощью, не привлекает в игру, не откликается на имя. Такие проявления уже могут быть заметны в раннем возрасте.
У детей постарше нарушения проявляются в неспособности воспринимать социальные нормы и контекстуальные ситуации, например не понимают правил игры, или правил и норм поведения в общественных местах. Это очень усложняет взаимоотношения ребёнка.
Коммуникативные нарушения проявляются в отсутствии речевого развития или в его задержке. Связано с низкой вербальной потребностью, отсутствием мотивации к общению.
Могут присутствовать эхолалии — это повторение слов или фраз за взрослым, или из любимых мультфильмов, книг. Некоторые дети могут не говорить вовсе, другие могут использовать речь, но с ограниченным значением. Может быть стереотипная речь, связанная с какой-то сверхценной для ребёнка темой, и он будет об этом говорить постоянно.
Дети с РАС, без интеллектуального снижения, сложно понимают шутки, метафоры или другие фигуры речи.
Стереотипное (повторяющееся) поведение может проявляться в движениях телом, руками, пальцами, например покачивания телом, махи руками как «крылышками» или перед глазами и т.д.
У детей часто потребность следовать рутине и определённому распорядку, который комфортен ребёнку и любые минимальные изменения могут вызывать сильное беспокойство и нежелательные формы поведения.
Очень часто у детей присутствуют нарушения сенсорной чувствительности как гипер- так и гипочувствительные формы. Такие стимулы как громкие звуки, яркий свет, запахи, текстуры могут вызывать очень бурные отрицательные эмоциональные реакции или наоборот постоянный поиск этих ощущений.
Могут наблюдаться агрессия или самоагрессия, особенно в условиях стресса.
С какими заболеваниями можно спутать аутизм? Какие сходства и различия?
У аутизма есть основные три критерия, это нарушения социализации, нарушения коммуникации и стереотипность поведения, но такие симптомы встречаются при других расстройства или состояниях и затрагивают аналогичные аспекты поведения и развития. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У детей с этим расстройством могут наблюдаться проблемы с вниманием, импульсивностью и гиперактивностью, что может напоминать некоторые аспекты аутизма.
Также могут спутать с умственной отсталостью, расстройством личности, психотическими расстройствами.
Иногда можно наблюдать схожесть симптомов при расстройствах слуха. Тоже есть трудности в коммуникации и взаимодействии, но стереотипное поведение проявляется крайне редко.
Аутизм может быть сочетан с коморбидными заболеваниями и тогда есть сложности диагностики, т.к. симптомы аутизма могут соотнести к другому заболеванию, которое есть у ребёнка. Это вызывает сложности в диагностике.
Что делать, если родители подозревают аутизм у ребенка?
Если родители подозревают у своего ребенка аутизм, то правильнее всего получить консультацию специалистов. В первую очередь это педиатр или детский невролог, который даст направления на обследования и консультацию врача психиатра. В крайнем случае посетите детского психолога или дефектолога, но это коррекционные педагоги и после их консультации все равно нужно обратиться к врачу.
Соберите информацию о ребенке и тех проблемах, что вас беспокоят. Обратите внимание специалиста на поведение вашего ребенка, включая его коммуникативные навыки, социальное взаимодействие, интересы и поведение. Желательно записывать, когда и в каких ситуациях проявляются трудности для полноценной информации. Это поможет объективно рассмотреть проблему.
Также можно самостоятельно пройти тест на аутизм M-CHAT, он находится в открытом доступе и тогда будет больше аргументов для обращения к врачу. Но есть риски, что ответы могут быть не объективные, завышены или занижены.
После диагностики обсудите с врачом или специалистом результаты и возможные стратегии вмешательства, если диагноз подтвердится. Это может включать в себя занятия с логопедами, психологами, АВА специалистами и др. специалистами.
Очень многим родителям помогает поддержка сообществ с такими же проблемами. Там могут подержать советом или нужной информацией.
Как лечить аутизм?
Я не могу ответить на вопрос как лечить, т.к. не являюсь врачом-психиатром, но могу точно сказать, что без интенсивных, системных и регулярных занятий с аутизмом не справится.
При РАС нарушаются все сферы развития (сенсорная, когнитивная, интеллектуальная, речевая) и поэтому требуется комплексный мультидисциплинарный подход, где будет работать команда специалистов. Туда могут входить логопед-дефектолог, нейропсихолог, специалист по прикладному анализу поведения (АВА), сенсорный терапевт, специалист по адаптивной физкультуре и обязательно под наблюдением врача невролога и психиатра для коррекции медикаментозного лечения по необходимости.
Для успешной работы иногда требуется не менее 20 часов занятий в неделю. Занятия должны быть разнообразными и адаптированными к индивидуальным потребностям ребенка.
Обязательная работа с родителями и включение их процесс. Помочь создать обучающую среду дома, научить правильной и доступной коммуникации с ребёнком, возможно с применением альтернативной коммуникации, научить взаимодействию в условиях обучающего процесса. Потому что очень важно все, чему обучается ребёнок на занятиях переносить в ту естественную и домашнюю среду. Тогда мы можем говорить о полноценном учебном цикле.
В конечном итоге, раннее вмешательство и мультидисциплинарный подход могут значительно повлиять на развитие ребенка, улучшая его качество жизни и помогая ему адаптироваться к окружающему миру.
Как выстраивается работа с такими детьми?
Работа с детьми с РАС строится исходя из индивидуальных возможностей ребёнка с учётом его сильных и слабых сторон, также с учётом его возраста и интересов. Тут учитывается и тот факт пришел ли ребёнок первично или ребенок уже находится в коррекции с другими специалистами. После диагностики составляется план коррекционной работы, где прописываются цели и задачи на ближайшие месяцы, подбираются методики работы.
На ранних этапах выстраивается сотрудничество с ребёнком через эмоциональный контакт, постепенно формируется учебное поведение, улучшается внимание и понимание речи.
Иногда требуется введение альтернативной коммуникации с использование карточек или жестов. Это очень помогает развить совместную коммуникацию и снизить нежелательное поведение.
Но самый основной подход с каждым ребенком — это игровой. И в моей деятельности он приоритетный. Потому что это ведущая деятельность любого ребёнка независимо от нарушений и именно через неё ребёнок познает окружающую действительность.
У детей с аутизмом игровой деятельности нет или она заменяется на стереотипную, поэтому одной из задач развивать игровые формы взаимодействия для стимуляции коммуникативной деятельности и развития познавательных способностей.
Постепенно, по мере развития навыков, формы и приемы работы усложняются, меняются и ребёнок может больше познавать, коммуницировать, говорить. Улучшается его адаптация в социуме и повышается качество его жизни и его семьи.
Когда же нужно начинать работу с ребёнком?
Самый важный звоночек, это то, если развитие не соответствует возрастной норме.
Как бы нам всем не хотелось, но нормы развития никто не отменял, они соответствуют онтогенезу развития человека и речевые нормы тоже туда входят и должны быть в соответствии.
Нет нормы речи, что ребенок в 3 года не говорит! Он в этом возрасте должен рассказать, где был, что ел, что видел и как соседский мальчик обзывается.
Довольно частая ситуация, когда родители приходят с маленьким ребёнком к врачу, но их тревоги никто не воспринимает всерьёз: » Ждите, заговорит», » Перерастет…», » Это же мальчик, а они позже начинают говорить, ждите». И родители ждут, несмотря на проблемы, а когда обращаются повторно, как правило через пару тройку лет, скажут:» Где вы были раньше?»
Ещё вездесущие соседи, бабушки, любимые родственники, которые точно знают, что так у кого-то было и потом: «Заговорил, не остановишь».
Иногда люди избегают признать факт, что у ребенка проблемы и тянут до последнего, чаще до школы.
Поэтому, если кажется, что с ребёнком что-то не так как у его сверстников, то это серьёзный повод обратиться к специалисту, потому что вам, в большинстве случаев, совсем не кажется.
Оптимальный возраст 1.5 — 2 -2,5 года. В этом возрасте уже хорошо заметны проблемы.
Но обращаться нужно в любом возрасте ребёнка, если вы осознаете, что проблемы очевидны.
Хочу отметить то, что чем в более позднем возрасте начата работа с ребёнком, тем более интенсивной и регулярной она должна быть. Занятия 1 раз неделю — это очень мало. Даже для детей 2х лет с относительно незначительной задержкой развития.
Перспективы у всех детей разные, но каждый из них постепенно развивается, постепенно движется вперёд. Нет чудесных методик или экстремальных исцелений, есть только наша вера, опыт, знания, упорство, граничащее с упертостью и умение ждать. И в сочетании этих составляющих иногда случаются чудеса)
Как долго надо заниматься?
Сроки и скорость занятия складывается из индивидуальных возможностей каждого ребенка, от его нарушений, поведения, адаптации, тяжести заболевания и, наверное, самое главное из регулярности, системности, комплексности занятий. Хочется сказать немного метафорично, это как навигатор, можно по короткому пути проехать, можно через Магадан).
Очень важно работать с родителями, потому что много зависит от того, как родители будут включены в коррекционный процесс. На их плечи ложится большой груз: эмоциональный, психологический, материальный и с этим, порой, очень сложно справляться. А путь бывает длинный и не простой.
Но через взаимное сотрудничество, доверие и регулярность занятий можно получить хорошие результаты.