Что у детей является двигателем их развития? Почему они за такой короткий промежуток времени, с момента рождения и до 6 лет дают такой колоссальный скачок в развитии всех необходимых навыков? Что является их стимулом?
Одним из основных стимулом развития у детей является их игровая активность. Она является важной частью жизни детей т. к. она включает в себя все аспекты окружающей действительности, формирует его жизненный опыт ребенка.
А еще добавим гибкость мозга и способность к обучению. В этот период мозг подвержен интенсивной перестройке и обучению, что позволяет детям быстро усваивать новые навыки и информацию.
Для детей с задержками развития и ОВЗ развитие протекает более сложно из-за их специфических потребностей и особенностей, но несмотря на это и их двигателем также является игровая активность. Правда существует ряд особенностей – это использование индивидуально подходящих методик, соответствующих специфике каждого ребенка, что является ключевым компонентом успешной терапии и обучения.
Терапия игры— это подход, который применим с любым ребенком, любого уровня навыков и нарушений, потому что ее можно адаптировать под них
Понятие «терапия» —обширное, охватывающее различные подходы, методы и практики, предназначенные для помощи людям в лечении заболеваний и улучшении их здоровья. Она может быть как традиционной, так и альтернативной, и часто методы терапии комбинируются для достижения наилучших результатов.
Поэтому термин «терапия» можно применить к игровой деятельности в целях коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.
Ребёнок, по мере своего развития, начинает взаимодействовать с миром через предметы. Он их трогает, кидает, стучит, берет в рот и т.д. таким образом знакомится с признаками этих предметов. Они могут быть разного размера, текстуры, температуры, разными по объёму, могут быть приятными или нет для ребёнка. Он учится также различать звуки, цвета, формы и запахи. Все это помогает ему познать пространство, прорабатывается эмоциональная, коммуникативная, речевая, поведенческая сфера и поэтому в терапевтическом процессе игра служит мощным инструментом для достижения целей на развитие и улучшение речевых навыков, развитие социальных взаимодействий и коррекцию эмоциональных нарушений. Это как раз то, что чаще всего в дефиците.
Когда занятия с ребенком проходят в игровом формате делает их более комфортными и менее формальными.
Развиваем совместное внимание
Улучшаем внимание вместе: первоклассный гайд от опытного логопеда-дефектолога!
Как привлечь внимание ребенка с аутизмом
Подсказки для успешного взаимодействия с детьми с аутизмом! Получите гайд от профессионального логопеда-дефектолога прямо сейчас
Терапия игры как метод
Весь процесс протекает через естественное общение и взаимодействие. Дети чувствуют себя более расслабленными в процессе игры, что способствует лучшему усвоению речевых навыков. Игровые ситуации требуют от детей сотрудничества: играть по очереди, делится игрушками и соблюдать правила, все это помогает развивать важные социальные навыки. Конечно, на начальных этапах все сопровождается с подсказками и поддержкой))
Ещё один важный момент, что довольно сложно даётся детям с повышенной тревожностью или с гиперподвижностью — это заниматься в пространстве (не за столом). Не используя пространство и предметы в нем, очень сложно детям усваивать даже элементарные пространственные понятия (большой/маленький, далеко/близко, лево/право, предлоги и т.п.)
В процессе игровых ситуаций и тематических заданий логопеду проще применять речевые задания, которые активизируют речевую активность ребенка. Лучше с использованием игрушек, возможно натуральных продуктов (овощи, фрукты), фигурок животных, натуральных природных материалов и т.д. Брать приятные для детей игрушки. Они становятся друзьями ребенка и очень помогают в том, что переключают внимание от требований к ребенку на требования к игрушке и плюс создают ролевую игру и даже компанию.
Вся терапия построена на формировании доверительных отношений между специалистом и ребенком, что важно для успешного обучения и позволяет подбирать игры и задания в зависимости от уровня развития и интересов каждого ребенка.
Да, не всем и сразу подходит такой метод занятий, возможно сначала нужна структура, визуальное расписание, тайминг, жетонная система. Это поможет ребёнку выстроить учебное поведение, отработать простые инструкции. И постепенно включать игровые приёмы в пространстве.
Примеры игр
🗸 Сенсорные игры (игры с водой, песком, крупами, рисование)
🗸 Подвижные игры
🗸 Символическая игра с сюжетом
Тематические игровые занятия по лексической теме
- Во-первых, такие занятия создают контекст для изучения новых слов и фраз, что помогает детям легче усваивать материал. Тематика позволяет объединить различные элементы языка, такие как звукопроизношение, словарный запас и грамматические конструкции, в одно целое.
- Во-вторых, темы, которые близки и интересны детям, делают процесс обучения более увлекательным и мотивирующим. Работая с предметами, которые они могут видеть и трогать, дети становятся более вовлечёнными и активными участниками занятия, что способствует лучшему запоминанию.
- В-третьих, тематические занятия способствуют развитию ассоциативного мышления. Например, знакомя детей с фруктами, мы можем использовать картинки, песни, игры и даже кулинарные занятия, что помогает создавать связи между словами и их значением. Это развивает не только речь, но и общие когнитивные навыки.
- А также, работа с конкретными лексическими темами позволяет легко адаптировать занятия под индивидуальные потребности и уровень каждого ребенка. Можно начать с простейших слов и постепенно усложнять задания, вводя новые понятия и расширяя словарный запас.