В своей практике я очень часто слышу от родителей, особенно в момент передачи домашнего задания, о том, что ребенок не хочет дома заниматься и родитель не знает, как привлечь ребёнка к занятиям.
Очень непростым моментом является сочетание роли «Родителя» и «Учителя» в одном лице, сложно как самому родителю, так и его ребенку.
Что необходимо получить ребенку от «Родителя»? В первую очередь это безусловное принятие его со всеми достоинствами и недостатками. Больше никто и никогда этого не сможет дать ему.
«Учитель» не должен любить ребенка, он обязан учитывать его особенности и относиться к нему корректно и давать знания. Чувствуете разницу: любить и учитывать? И это у многих детей первый опыт выстраивания отношений с взрослым человеком, который стремиться не столько любить, сколько учить.
У детей дошкольного возраста могут быть различные причины отказа от занятий дома. Некоторыми из них могут быть:
- Физическое или эмоциональное состояние: Ребенок может отказываться от занятий дома из-за физического недомогания, боли или утомления. Если ребенок перегружен различными занятиями, хобби, спортом или другими обязательствами, то он может чувствовать себя уставшим и не иметь времени или энергии для учебы дома.
- Отсутствие интереса (мотивации): Ребенок может не проявлять интереса к конкретной деятельности или не видеть ее ценности. Например, если задания слишком сложные или скучные, ребенок может потерять мотивацию и не желать заниматься.
- Отвлекающая среда: Если дома много шума, назойливых братьев и сестер или других факторов, которые могут отвлекать ребенка от учебы, то он может отказываться от занятий дома.
- Психологические причины: Ребенок может испытывать эмоциональные или психологические проблемы, которые мешают ему заниматься дома. Это может быть связано с стрессом, тревогой, депрессией, проблемами в отношениях с другими людьми и т. д.
- Недостаточное понимание: Если ребенок не понимает материал или задания, которые ему предоставляются, то он может чувствовать себя неуверенно и отказываться от домашних занятий.
- Отсутствие поддержки: Если ребенку не оказывается достаточной поддержки со стороны родителей или учителей, если он ощущает, что ему не помогают разобраться с материалом или решить проблемы, то он может отказываться от занятий дома
Развиваем совместное внимание
Улучшаем внимание вместе: первоклассный гайд от опытного логопеда-дефектолога!
Как привлечь внимание ребенка с аутизмом
Подсказки для успешного взаимодействия с детьми с аутизмом! Получите гайд от профессионального логопеда-дефектолога прямо сейчас
Методы стимулирования мотивации ребенка.
Родители играют важную роль в процессе занятий дома и могут значительно повлиять на успех и развитие ребенка
- Игра является основным инструментом в работе с детьми. Используйте интересные игры и упражнения, которые будут увлекательными для вашего ребенка и одновременно способствуют развитию речи. Например, игры с карточками, пазлами или различными наборами, которые подразумевают коммуникацию и использование слов и фраз.
- Используйте любимую игрушку ребенка как друга, который будет заниматься вместе с вами. Это друг может иногда ошибаться и отвечать неправильно. Такая игра очень мотивирует ребенка и идет перераспределение нагрузки.
- Сосредоточьтесь на повседневных ситуациях: Используйте обычные ситуации в повседневной жизни, чтобы стимулировать речевое развитие. Например, приготовление пищи вместе с ребенком может быть хорошей возможностью для разговора и расширения словарного запаса.
- Поддержка активного общения: Важно создать атмосферу, которая способствует активному общению. Поощряйте ребенка задавать вопросы, рассказывать о своих мыслях и чувствах. Уделите внимание настоящему общению, а не просто давайте ребенку указания или инструкции.
- При артикуляционных упражнениях вы можете просто покривляться перед зеркалом ) поиграйте в игру «Обезьянки»
- Использование ритмических и музыкальных игр: Ритмические и музыкальные игры могут быть отличным способом стимулирования речи и развития моторики ребенка. Например, можно петь песни, танцевать под музыку, использовать различные ритмические движения и звуки.
- Содействие самостоятельности и саморегуляции: Например, они могут позволить ребенку выбирать задачи или предлагать собственные решения, чтобы развить его критическое мышление и пробуждать творческий потенциал.
- Создание структуры и регулярности: визуальное расписание занятий, чтобы помочь ребенку развивать навыки самодисциплины и осознанного подхода к обучению.
- Поддержка и похвала: Родители должны стремиться поддерживать и мотивировать ребенка в процессе занятий. Они могут похвалить его за усилия и достижения, а также помочь ему преодолевать трудности и испытания.
Поддержка и поощрение достижений маленького ребенка при занятиях дома является важным аспектом его развития и мотивации.
- Позитивное отношение и похвала: Ребенок нуждается в поддержке и похвале, чтобы ощутить, что его усилия важны и ценны. Родители могут выразить свою гордость, используя слова признания и похвалы, например: «Ты очень креативный!» или «Ты старался на протяжении всего занятия, я горжусь тобой!».
- Награды и поощрения: Введение небольших наград и поощрений, таких как звездочки, марки или даже небольшие подарки, может быть мощным стимулом для ребенка. Договоритесь с ребенком о некоторых целях или достижениях, и после их выполнения дайте небольшую награду. Однако важно помнить, что награды должны быть адекватными и соответствовать уровню усилий, чтобы ребенок не привык к получению подарков каждый раз.
Создание системы логопедических занятий дома с маленьким ребенком — это важный этап развития речи и коммуникативных навыков у ребенка. Планирование занятий и установка целей являются ключевыми шагами для эффективного прогресса ребенка.
Установка целей: Ребенок должен знать, что от него ожидается. Определите конкретные цели, которые вы хотите достичь в процессе занятий. Например, это может быть улучшение артикуляции, расширение словарного запаса, развитие понимания и использования грамматических правил. Постепенно наращивайте сложность заданий, поэтапно достигая каждой поставленной цели.
Примерное расписание занятий:
— Утро (10-15 минут): Настройте ребенка на учебную атмосферу и начните с простых упражнений на произношение звуков или слогов веселым и игровым способом. Используйте игровые материалы, чтобы сделать упражнения более интересными.
— Послеобеденное время (10-15 минут): После обеда можно провести занятие, направленное на развитие словаря, например, игровые упражнения со словами или карточки с изображениями предметов. Проявляйте терпение и поощряйте ребенка в процессе его развития.
— Вечер (10-15 минут): Заканчивайте день занятиями, направленными на развитие понимания грамматических правил. Используйте игры с предложениями или задания на формирование правильных грамматических конструкций.
Фиксация прогресса: Поддерживайте записи о прогрессе ребенка, отмечая наблюдаемые улучшения в его речи или новые достижения. Показывайте ребенку, как много он уже сделал, и поощряйте его продолжать усилия.
Ключевым моментом в системе логопедических занятий дома с маленьким ребенком является структурированность и регулярность.